Общество |
На главную |
Общество Семи Королевств напоминает феодальное общество средневековой Европы, но с рядом довольно серьезных оговорок.
Как и в европейском средневековье, легко выделяются три основные категории: - те, кто воюет - те, кто трудится - те, кто молится На некоторых территориях, входящих в состав Семи Королевств, могут существовать собственные обычаи (например, отношение к рыцарству на Севере, или отношение к женщине на Железных островах или в землях Одичалых), которые выбиваются из приведенной ниже структуры. Такие ограничения будут приводиться в документах, посвященных этим территориям. 1. Те, кто воюет. Большинство персонажей относится именно к этой категории, поэтому ей уделено больше внимания. Рыцарство в мире Семи Королевств не является абсолютно распространенным явлением. Этот обычай связан с принесенной андалами религией Семи Богов и, как следствие, малопопулярен на Севере, где все еще сильна вера в Старых Богов. Но и на Юге не все знатные являются рыцарями. Даже до турниров допускаются люди, не имеющие рыцарского звания (хотя в прошлом такое ограничение существовало). Рыцарству будет посвящен отдельный документ. Герб. Все Дома обязательно имеют герб, также гербы имеют рыцари. Геральдика не развита, не существует понятия геральдической фигуры или геральдического цвета, изображение на гербе чаще всего отражает фамилию или какую-то историю, с которой связано происхождение рода. Также не существует никакой знаковой системы, которая позволяла бы по гербам прочесть место того, кто носит герб, в его Доме, бастарды не наследуют герб, но могут иметь его, меняя между собой цвета фона и изображенияи т. д. Очень важен тот факт, что обладание землей ставится выше титула. Титул «лорд», теоретически, может быть дарован королем любому человеку, пусть даже последнему крестьянину, но это не более чем уважительный титул, не дающий ни реальных привилегий, ни положения в обществе. Быть богатым землевладельцем ничуть не менее почетно, чем межевым рыцарем, тем более – вольным всадником (который не имеет не только земли, но и титула). На самом деле общество знати достаточно открыто, стать лордом, получить землю, быть посвященным в рыцари и даже со временем основать свой Дом до сих пор реально для любого свободного человека (а рабство в Вестеросе практически отсутствует). Конечно, всегда есть те, кто смотрит на выскочек косо. Лестница вассальных отношений очень проста. На ее вершине стоят Лорды Великих Домов. Великие Дома тем или иным образом связаны в своем происхождении с правящими династиями Семи Королевств до того, как все они были завоеваны Эйегоном Завоевателем. Это не даже семьи, а целые кланы, от которых зависела, зависит и, скорее всего, будет зависеть вся жизнь Семи Королевств. Именно представители этих семейств в первую очередь и определяют политику. Изредка главы Великих Домов собираются для решения особо важных вопросов на Великий Совет, однако последний раз Великий Совет собирался порядка ста лет назад, т. е. он не является постоянной и обязательной традицией. Лордам Великих Домов приносят присягу лорды. Самые крупные из Домов лордов именуются Домами Лордов-знаменосцев и приближаются по силе к Великим Домам, а то и сравнимы с ними. Просто эти Дома когда-то опоздали к дележу пирога, и теперь порой пытаются захватить то, что, по их мнению, им принадлежит. Любой Великий Дом всегда силен не столько сам по себе, сколько своими лордами. Лорды-знаменосцы имеют право поднимать собственное знамя. Обычные лорды не имеют права на знамя, у них есть только гербы. Лорды могут приносить присягу одновременно и Великим Домам, и лордам-знаменосцам, однако принципа «вассал моего вассала – не мой вассал» не существует, приказ старшего сеньора отменяет действие приказа младшего сеньора. Вслед за ними на следующей ступеньке стоят межевые рыцари, т. е. безземельные рыцари, которые служат тем, кто предоставит им стол, кров и возможность прославиться. Деньги же стоят на третьем месте. Это не наследственное дворянство, а в большинстве своем профессиональные воины, за свою доблесть посвященные кем-либо в рыцари. Они не создают Домов. Вольные всадники – весьма распространенное в Вестеросе явление. Это люди, не имеющие ни земли, ни знатного происхождения, ни рыцарского звания. Как и межевые рыцари, они служат лордам. От обычных наемников, которых в Семи Королевствах, в общем-то, нет (все наемные отряды появляются в Вестеросе с Востока) их отличает то, что они обычно не собираются в более-менее постоянные отряды, даже во время войны – отряды из них формирует лорд, которому они служат. Также вольные всадники служат, подобно межевым рыцарям, не только за деньги; они готовы встать под знамена того, кто даст им возможность прославиться (хотя пища, крыша над головой и деньги, с их точки зрения, лишними тоже никогда не бывают). Король. Семь королевств были объединены в результате завоевания и лишь тогда узнали, что такое единая династия, правящая всеми Домами, в т. ч. и Великими. Таким образом, степень централизации Вестероса не очень велика, всего три сотни лет назад почти все Великие Дома сами обладали королевскими титулами. Фактически, король Вестероса – это представитель возвысившегося Великого Дома, которому принесли присягу все остальные. Формально все население Семи Королевств считается подданными короля, но не стоит забывать, что лорды не приносят ему прямой присяги, но приносят такую присягу своему Великому Дому. Хотя главы Великих Домов приносят королю присягу, такая двойственность является причиной того, что любой лорд может выбирать – быть ли ему подданным короля или исполнять присягу Великому Дому, тем более, что второе более традиционно и привычно. В переписке со своими читателями Мартин вполне положительно отнесся к следующему утверждению: «Положение короля напоминает мне до некоторой степени положение императора Священной Римской Империи - который, конечно, монарх, но правит более или менее связной федерацией территорий, каждая из которых имеет свою собственную правящую династию. Это не означает, что такой монарх не имеет власти, но это означает, что его власть куда более зависима от силы его личности, чем, скажем, власть короля Франции». Король правит Вестеросом из Королевской Гавани, самого большого города страны, но при этом имеет и родовые земли, которыми обычно управляет кто-либо из братьев или старших сыновей короля. В Королевской Гавани расположен Красный Замок, где на Железном Троне и восседает король Семи Королевств. Управлять страной королю помогает Малый Совет, состав которого зависит от королевской воли. Также король назначает Десницу. Десница. Сан десницы в Семи Королевствах предоставлял вторую власть после самого короля. Он позволял говорить от лица короля, командовать королевским войском, добиваться исполнения королевских законов. Десница мог даже сесть на Железный трон, чтобы вершить правосудие, если король был болен, отсутствовал или же не хотел заниматься делами. В Вестеросе ходит поговорка «Пока король спит, десница строит», простонародье же говорит более грубо: «Король ест, а десница подтирает задницу». 2. Те, кто трудится. Феодальное общество – это общество замков и деревень. Не существует понятия «личная зависимость», все жители Семи Королевств лично свободны. Крестьяне делятся на тех, кто трудится на земле лорда, и тех, что работают на собственной земле. Город в Семи Королевствах – достаточно редкое явление, обычно города возникают на морском побережье или на перекрестках оживленных торговых путей и платят налоги тому Дому, на землях которого расположены. Соответственно, в городе в первую очередь живут купцы и ремесленники, а также межевые рыцари и вольные всадники, ищущие, к кому бы устроиться на службу. Для всех этих людей устраиваются гостиницы, трактиры и публичные дома. Мастера обращают внимание игроков на то, что не планируют на игре крестьян, город же, скорее всего, будет только один – Королевская Гавань. Соответственно, данный пункт написан в первую очередь, для создания общей картины и не содержит особых подробностей. 3. Те, кто молится. Долгое время религией Вестероса была вера в Старых Богов, выражавшаяся в поклонениях чардеревьям, которое проводилось в богорощам. Никакой жреческой структуры в этой религии создано не было. Андалы принесли в Вестерос религию Семерых, в которой существует многочисленное жречество. Жрецы Семерых именуются септонами (мужчины) и септами (женщины). Более подробно они будут описаны в документе, посвященном Религии Семерых. Везде, где поклоняются Семерым, есть храм (септа), септоны и септы играют роль домашних учителей и наставников. Также в структуре религии Семерых существуют септрии (монастыри), как мужские, так и женские. Отдельная категория служителей Семерых – Молчаливые Сестры, которые специализируются на похоронных обрядах. Свои жрецы имеются и у менее известных среднему жителю религий. Для распространенной на Железных Островах религии Утонувшего Бога характерны бродячие жрецы. Жрецы Рглора, вера в которого популярна в странах за пределами Вестероса, носят красное и являются скорее странствующими миссионерами (хотя на территории Семи Королевств существует два храма, в Дорне и в Староместе). Особенно известен среди таких персонажей жрец Торос из Мира, возведенный королем Робертом Баратеоном в рыцарское достоинство и выступающий на турнирах с волшебным огненным мечом (впрочем, скептики утверждают, что он просто покрывает свой клинок горючим составом). В целом, религиозные распри на территории Вестероса остались в прошлом, и в стране царит веротерпимость. 4. Образования, выходящие за рамки этой схемы 1. Орден мейстеров Мейстеры – внесословный орден, созданный около трехсот лет назад и оформившийся в своем нынешнем виде примерно во времена Эйегона Завоевателя. Легенды утверждают, что у истоков ордена стояли валирийцы, и нынешние мейстеры - наследники более древних сообществ ученых и мистиков погибшей Валирии. В сущности, главная особенность Ордена в том, что его члены являются единственными в мире носителями научного способа мышления. Орден – сообщество ученых, мастеров и учителей, посвятивших себя служению Человечеству. Их роль в Вестеросском обществе исключительно велика: мейстеры являются учителями и воспитателями молодежи, медиками и алхимиками, создателями почтовой системы, авторами и хранителями хроник, юристами и советниками на любой случай жизни. В связи с этим члены Ордена повсеместно пользуются уважением. Мейстеры не берут за свои услуги платы, однако существующая традиция велит лорду обеспечивать своего мейстера всем необходимым, а также снабжать Цитадель (административный и учебный центр Ордена в Старограде) припасами. Более подробный рассказ последует в отдельной статье. Игроки, желающие играть роль мейстеров – связывайтесь с Юрием Степченко (Телконом). 2. Ночной Дозор Черное Братство, или, как его называют в народе, "вороны", было основано Брандоном Строителем, воздвигшим на севере Стену, перегородив таким образом континет и закрыв одичалым и прочим северным жителям проход в цивилизованные земли. Стать Черным Братом могут только мужчины, при этом вступающие в Братство клянутся, что не будут более участвовать в человеческой жизни, не женятся, не заведут детей и не будут участвовать в политике. Таким образом, они отрекаются от своей прошлой жизни и для всего остального мира становятся мертвецами. По традиции, Черное Братство пополнялось за счет младших сыновей, неугодных родичей, да и просто настоящих преступников. В Вестеросе издавна можно избежать наказание за практически любое преступление объявив о своем намерении надеть черное. Братьям запрещено появляться в южных землях кроме тех случаев, когда они посланы Лордом Командиром со специальным заданием. Дезертиров ловят и безжалостно вешают. Жизнь их проходит в неусыпном бдении на Стене и сражениях с одичалыми, однако, в глазах многих южан, они продолжают оставаться грабителями, убийцами и насильниками, и настоящее уважение к защитникам Стены, особенно рядовым, испытывают немногие. 3. Рыцарские Братства. Это именно братства, поэтому они обычно малочисленны. Вступающие в рыцарское братство рыцари приносят дополнительные обеты. Развитой традиции создания братств не существует, на момент начала игры есть лишь одно такое образование - Королевская Гвардия, она же Белое Братство. Более подробно о нем будет рассказано в документе о рыцарстве. Место женщины в обществе. Разумеется, как в любом псевдосредневековом патриархальном обществе, женщина менее свободна, чем мужчина. Тем не менее, ограничения не так жестки, как кажется. Женщина может владеть собственностью и вести дела, женщина-содержательница трактира или женщина-хозяйка публичного дома – это нормальное и распространенное явление, если речь идет о представителях «тех, кто трудится». Для большинства «тех, кто молится» - септонов или жрецов Рглора – вообще нет разницы между мужчинами или женщинами, так как и те, и другие одинаково могут исполнять жреческие функции. В среде знати женщина в первую очередь рассматривается по своим родственным отношениям – т. е. для нее многое зависит от того, чья она дочь, жена, мать и т. д. Это имеет огромное значение для дипломатии, так как в Вестеросе «дипломатия брака» ничуть не менее важна, чем «дипломатия присяги», и зачастую родственные отношения ставятся даже выше, чем вассальная присяга. Тем не менее, это не означает принципиальной «несамостоятельности» женщины. Очень многое зависит от того, как она себя поставит, от ее личности. Мир Мартина полон примеров женщин, которые совершают вполне серьезные самостоятельные поступки, и никто не говорит им «Женщина, знай свое место!» Несмотря на то, что брак для знати – это инструмент дипломатии, вполне возможен брак по любви, постольку, поскольку отсутствует традиция сдачи строптивых дочерей в монастыри. Женщина вполне правомочна выполнять дипломатические функции, говорить от имени своего Дома, а также может порой браться за оружие (хотя многие смотрят на такое косо, однако жесткого запрета не существует). А вот простолюдинки с оружием (девицы с луками в составе чьей-нибудь гвардии, например) – это нонсенс. В дворянских Домах женщина наследует после всех законных ПРЯМЫХ наследников мужского пола, но если это случается, то она обладает всеми правами главы Дома, ей приносится присяга. |